Интервью начальника Главного управления МВД России по Алтайскому краю Олега Торубарова Информационному агентству «ПОЛИТСИБ.РУ» 06.03.2015

Недавно начальник ГУ МВД России по Алтайскому краю Олег Торубаров получил очередное звание – генерал-лейтенант полиции. Первое интервью в новом звании он дал корреспонденту «ПОЛИТСИБРУ».

 - Олег Иванович, разрешите вас поздравить с присвоением очередного звания.

 - Спасибо.

- Нескромный вопрос: долго ждали?

 - С момента назначения на должность начальника главка полтора года, а с момента присвоения звания генерал-майор ровно десять лет.

 -  Я знаю, что до полковника включительно есть сроки присвоения званий, а на генералов это правило уже не распространяется.

 - Да, вплоть до полковника есть определенные сроки, если позволяет должность. А генерал – это звание, по которому решение принимается на самом высоком уровне.

 - Кто представлял вас к очередному званию? Вы представляете своих подчиненных, а вас кто?

 В системе Министерства внутренних дел руководителей, которые работают на определенных должностях и проработали на этих должностях не менее года, представляет департамент государственной службы и кадров МВД.

- У вас есть коллекция погон, которые вы носили?

- Нет (смеется), у меня есть коллекция фотографий в личном деле, начиная от курсанта. Это все дело вкуса. Кому-то нравится. Учитывая постоянные переезды, смену мест службы, у меня все это, к сожалению, утерялось.

- К вашим переездам. Вы – третий начальник ГУ МВД по краю, который приехал из-за его пределов. До этого долгое время руководителями были местные. Как вы считаете, экстерриториальность сыграла положительную роль?

- Я думаю, да. Я на себе это испытал. Мне предыдущий регион, Калужская область, очень нравился: и личный состав, и население, расположение рядом с Москвой. Меня все устраивало. Но наступил момент – после пяти лет я начал понимать, что нужно что-то менять. Уже все знаешь, появляется какая-то монотонность в работе, чувствуется какой-то предел. Хочется сделать намного больше, но в этих условиях это уже нереально.

Когда ты приходишь на новое место – это адреналин, открываются глаза на те вещи, к которым все привыкли. Придя из Магадана в Калугу, я привнес много нового. Здесь тоже выяснилось, что есть много моментов, с которыми или мирились, или не видели, или не понимали. Уйду я, придет другой, и он тоже найдет много того, что нужно сделать.

Поэтому, мне кажется, в экстерриториальности есть серьезное здравое зерно. Ротация полезна. Недаром же есть такое выражение «свежая кровь».

 - Проработав в Алтайском крае полтора года, можете сказать, что уже решили какие-то проблемы, которые раньше не решались?

 - Предела совершенству нет, но, мне кажется, что мы на верном пути, и мы строим правильный диалог с населением. Мы стали более открыты. Это и количество обращений в органы внутренних дел, и всем известный телефон доверия. Мы везде сделали пандусы для инвалидов.

В каждом территориальном органе внутренних дел появилась отдельная комната для заявителей. Участковые стали более доступны. В каждом населенном пункте есть аншлаги – фамилия, имя, отчество участкового, где он принимает, в какое время, номер телефона. Указаны контакты и адреса, по которым предоставляются госуслуги;  телефон доверия. Любой гражданин, который не живет в этом населенном пункте, приедет и найдет участкового или отдел внутренних дел – везде стоят указатели. Это тоже очень важно.

Что касается моментов оперативно-служебной деятельности. Каждое утро в 8 часов я провожу совещание с начальниками территориальных органов по телемосту. В каждом пункте полиции теперь установлена соответствующая аппаратура, и утром меня видит весь руководящий состав, и я вижу каждого руководителя.

В каждой дежурной части, в вестибюлях территориальных органов установили аудио- и видеофиксацию, и постоянно контролируем, есть ли там посетители, стоят ли они в очереди, занимается ли дежурный своим делом или нет, в каком он виде, как несет службу. 

Видеокамеры с регистраторами речи установили в каждом изоляторе временного содержания. То есть, мы контролируем и содержание спецконтингента.

На каждом автомобиле, который имеет цветовую раскраску, имеется крупно написанный бортовой номер, телефон доверия. Это удобно населению.

Четырехканальный круглосуточный телефон доверия установлен в главке. За прошлый год – 85 тысяч звонков.

- Чем  телефон доверия отличается от 02?

- 02 расположен на территории обслуживания каждого райотдела. Звонок поступает в дежурную часть отдела, и там принимается решение, как реагировать на тот или иной сигнал.

Но есть моменты, когда гражданин по разным причинам не хочет звонить на 02. Или он обратился, а никакой реакции нет. Куда ему обращаться - на телефон доверия в том же отделе?

Когда человек набирает с любого телефона бесплатно 128, он звонит в главк. И если он жалуется на сотрудников, то это сразу докладывается мне. В прошлом году зарегистрировали, как я сказал, 85 тысяч звонков. Большая часть из них – это, конечно, обращения консультативно-справочного характера.  Но  9,5 тысяч звонков были официально зарегистрированы, по ним проведены проверки, приняты меры, и заявители получили ответы. Из них более 3,5 тысячи  - это вопросы, которые касались деятельности сотрудников: неправильно составлен протокол, неправильно задержали, обидели,    незаконно провели обыск, нахамили, не выехали и так далее. Мы разбираемся, даем письменный ответ. Если объективно усматривается вина сотрудника или  недочеты в работе  - в отношении него  принимаются меры дисциплинарного характера, обратившемуся приносим извинения.

Для чего это все? Во-первых, для контроля за несением службы. Во-вторых, для  укрепления доверия граждан к системе органов внутренних дел. Если доверие появляется, поступает больше звонков, у нас становится больше поводов реагировать на криминогенную ситуацию. А чем больше мы реагируем, тем меньше преступлений и больше порядка.

 - Есть проблемы, которые пока не решены, но хотелось бы их решить?

 - Часть проблем связана с финансированием. Очень хотелось бы, чтобы серьезно заработал автоматизированный программный комплекс «Безопасный город». В него входят «Безопасный двор», «Безопасный подъезд», «Безопасный перекресток», любое место массового пребывания граждан, общественные места – площади, улицы, остановки. Эта работа идет, мы взаимодействуем с управляющими компаниями по установке видеокамер. Сегодня там, где стоят видеокамеры, очень много преступлений раскрываем благодаря им. В идеале необходимо, чтобы все эти камеры были заведены на единый сервер, и рано или поздно это состоится.

Сегодня мы хотим как можно больше стимулировать частных предпринимателей, исполнительную власть на местах для выделения денежных средств на программу профилактики правонарушений. Мы хотим, чтобы каждый сотрудник, который несет службу на улице, имел видеорегистратор несения им службы. Пока мы сделали это в автомобилях дорожно-патрульной службы. Регистраторы пишут и то, что делается на улице, и то, что делается в салоне. Это и профилактика коррупционной составляющей,  и защита личного состава от оговоров и обвинений, и контроль за сотрудниками.

- Есть информация, что имеются проблемы с комплектацией личного состава на низовом уровне. Это правда?

- Определенные моменты есть, но связаны они не с тем, что не желают работать. Наоборот, у нас очень много желающих служить в органах внутренних дел. Но при повышенном качестве отбора не все кандидаты отвечают предъявляемым требованиям. Очень серьезный и жесткий отбор.

- Один из ваших предшественников говорил мне в интервью: какое общество, такая и милиция.

- Я не хочу сказать, что он не прав. Но мы стараемся минимизировать проблемы за счет жесткого отбора. Не зря на определенные должности принимаются только люди с высшим юридическим образованием. Всех кандидатов в обязательном порядке проверяет психолог, полиграфолог. И если они пишут «не рекомендован», если человек склонен к алкоголизму, наркотикам, общался с членами организованных преступных групп, совершал правонарушения, управлял транспортом в пьяном виде, его никто не возьмет на службу в органы внутренних дел.

Исходя из этого из 100 кандидатов 70 не проходят.

- Ваш основной поставщик кадров – БЮИ?

- Конечно. Но к нам приходят и из других вузов – из Омской академии МВД, с юридических факультетов университетов.

 Мы направляем выпускников школ в высшие учебные заведения МВД в других регионах. В прошлом году создали свыше пятидесяти кадетских классов МВД, за ними закреплены сотрудники, которые проводят с ними занятия. Это часть нашей профориентационной работы.

- Интервью выйдет накануне 8 марта. Хотите что-то пожелать женщинам?

- Хочу воспользоваться случаем и поздравить прекрасную половину человечества с этим прекрасным праздником весны, улыбок, новых платьев. Это такой букетный период, который мобилизует все мужское население еще раз обратить внимание на наших матерей, жен, дочерей. Желаю им всем любви, крепкого здоровья и мирного неба над головой.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России