Интервью начальника Главного управления МВД России по Алтайскому краю Олега Торубарова журналу «Полиция России», февраль 2015 года

ХОРОШАЯ СТАТИСТИКА – ЭТО НЕ ГЛАВНОЕ

На вопросы корреспондента «Полиции России» отвечает начальник Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю генерал-майор полиции Олег ТОРУБАРОВ.

– Олег Иванович, одной из основных задач органов внутренних дел сегодня является повышение доверия населения к ведомству. Что для этого делается в Алтайском крае?

– В августе 2013 года во время моего представления личному составу ГУ МВД России по Алтайскому краю Министр внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Владимир Колокольцев подчеркнул необходимость ответственного отношения со стороны полицейских к любому обращению граждан. А также то, что главным показателем работы деятельности полиции нужно считать оценку со стороны местного населения. Поэтому акцент в работе главка мною был сделан в первую очередь на активизацию работы с населением. Ни в каком государстве полиция нев состоянии без помощи народа справиться и с преступностью, и с охраной общественного порядка. Исходя из того, что закона, который позволил бы нашим гражданам принимать участие в охране общественного порядка, на тот момент ещё не было, мы стали действовать проверенными методами и в первую очередь – активно распиарили наш телефон доверия.

Телефоны доверия как распространённая услуга органов внутренних дел в России стали появляться массово в начале 2000 годов. Практика такого взаимодействия органов внутренних дел с населением существовала и в Алтайском крае. Но на другом уровне.

Если за 2012 год было не больше 800 звонков, то на сегодня это порядка 7–8 тысяч. И это только те, которые оформляются рапортами. За счёт чего произошло такое резкое увеличение? Прежде всего мы сделали номер телефона трёхзначным (128), поскольку такой легко запоминается. Сегодня его знает каждый житель края. Поставили аншлаги с указанием телефона доверия не только в краевом центре, но и во всех сёлах, опубликовали номер в газетах, вывесили соответствующую информацию в магазинах, муниципальных административных органах. Кстати, на каждой обслуживаемой территории стоят также аншлаги с фотографией участкового, обслуживающего данный участок, его контактной информацией и информацией о том, где и в какое время осуществляется приём.

Позвонить по телефону доверия можно из любой точки края бесплатно. Причём это касается звонков как со стационарных, так и с мобильных телефонов, вне зависимости от оператора сотовой связи. Все поступившие таким образом сообщения проверяются и граждане, обратившиеся с той или иной проблемой, получают ответы в установленные законом сроки, то есть не позднее 30 дней с момента обращения. Телефон доверия помогает нам и контролировать служебную деятельность сотрудников, являясь рычагом профилактики дисциплинарных проступков и правонарушений со стороны личного состава. Если позвонивший жалуется на действия сотрудника полиции, сообщение берётся на контроль. Кроме того, за сутки в дежурную часть поступает от 300 до 400 звонков. Не важно, официальные ли это сообщения жителей края, или анонимные звонки. Главное – полиция должна знать, где совершаются правонарушения. В 2014 году зарегистрировано на 50 тысяч обращений в дежурную часть больше, чем в 2013 году. Такой рост количества звонков стал возможным, поскольку население знает, что по каждому заявлению будут приняты соответствующие меры. Личный состав нашего главка настроен на немедленное реагирование в любой ситуации. Так, сегодня мы добились того, что после сообщения о происшествии любого масштаба в течение двух минут ближайший наряд, независимо от того, к какому подразделению он относится, прибывает на место происшествия.

– Вы регулярно встречаетесь с населением края. Что дают вам эти встречи?

– Первое, и главное, – объективную оценку о состоянии дел на конкретной территории, а также возможность понять, как относятся граждане к полиции в том или ином районе или городе. На встречах с населением неоднократно говорил о том, что данные статистики о результатах работы органа внутренних дел и оценка полиции населением могут существенно различаться. По цифрам вроде и раскрываемость хорошая, и профилактические мероприятия активно проводятся, но выясняется, что начальник органа внутренних дел формально относится к просьбам и жалобам граждан, оперативный дежурный невежлив, на какие-то заявления не отреагировали… И, несмотря на хорошую статистику, нужно принимать меры, потому что население не чувствует себя комфортно и далеко не уверено в том, что местная полиция в полном объёме обеспечивает безопасность проживающих здесь людей. Поэтому на каждой встрече призываю: давайте говорить о проблемах, я приехал, чтобы выслушать жалобы, претензии, критику. Соответственно, всё это поможет улучшить ситуацию, повлиять на нерадивых сотрудников полиции, а с некоторыми безответственными руководителями и вовсе распрощаться.

Благодаря всему комплексу принимаемых нами мер сегодня изменилось отношение к полиции, о чём говорит не только значительный рост обращений населения в дежурные части и увеличение количества звонков на телефон доверия. Согласно последним нашим исследованиям повышается уровень доверия населения к органам внутренних дел региона. Сегодня он составляет примерно 70 процентов. Если поддерживать на том же уровне качество нашей работы, это обязательно скажется и на оперативной обстановке.

– В Алтайском крае немало делается для установления партнёрских отношений органов внутренних дел с населением. Что бы вы хотели видеть в качестве обратной связи от наших граждан?

– Неравнодушие. Желание со стороны каждого жителя края вместе с нами навести порядок на своей малой родине. Мы должны быть уверены в том, что все заинтересованы в обеспечении порядка.

Не устаю повторять: силами одной лишь полиции невозможно навести порядок. Обязательно должна быть заинтересованность и поддержка со стороны общественности, населения, которое будет сообщать о правонарушениях, обращаться к нам с заявлениями. Сейчас большое значение придаётся формированию добровольных народных дружин с учётом того, что соответствующие законы приняты как на федеральном, так и на региональном уровне. Чётко определён статус, полномочия и права дружинника, а главное – предусмотрены механизмы его защиты и страхования. До принятия законов в крае действовало порядка пятисот формирований правоохранительной направленности. Это огромное подспорье для полиции. И сейчас мы делаем всё, чтобы не потерять ни одного из наших добровольных помощников и оперативно обеспечить им возможность работать в новых условиях в соответствии с принятым законодательством. В настоящее время прошли процесс регистрации уже 30 добровольных народных дружин. Это позволит нам более эффективно бороться с преступностью, профилактировать правонарушения, обеспечивать порядок на улицах городов и сёл.

– Ещё одна из важных сторон работы с населением – это подготовка качественного кадрового резерва для органов внутренних дел. Как обстоят дела на этом направлении деятельности?

– Уже не единожды отмечалось, что с принятием Закона «О полиции» требования к потенциальным кандидатам на службу существенно возросли. У алтайской полиции есть своя «кузница кадров» – это Барнаульский юридический институт МВД России. Но мы заинтересованы в создании устойчивого банка данных в сфере кадрового резерва и должны не только знать о том, что есть талантливые молодые люди, которые могут завтра прийти в органы внутренних дел, но и готовить их к службе, правильно мотивировать, учить уважать профессию. Для этого у нас создан рекрутинговый центр, с работой которого уже имели возможность познакомиться жители городов и районов края. Сотрудники центра практикуют активные выездные сессии во все уголки региона, работают с населением, занимаются отбором будущих сотрудников.

В этом плане хотел бы отметить ещё один важный момент – это профориентационная работа с будущими кандидатами, начиная со школьной скамьи. В прошлом году Главное управление выступило инициатором организации в крае кадетского движения МВД и включилось в деятельность по созданию в школах, лицеях и гимназиях специализированных классов правоохранительной направленности, ученики которых впоследствии будут поступать в высшие учебные заведения МВД России. В настоящее время в крае действует 50 таких классов: в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, других городах и районах. С ними проводится постоянная работа, начиная с того, что старшеклассники обеспечены специальной форменной одеждой. Кроме того, для них разработаны специальные программы профориентационной подготовки. Сотрудники полиции проводят с детьми из профильных классов правовые уроки, дают юридические консультации, организуют экскурсии в музей Главного управления и знакомство с работой участковых уполномоченных, кинологов, экспертов, следователей и сотрудников других подразделений. Помимо этого с ними занимаются физической и боевой подготовкой, прививают уважение к службе, учат переносить трудности. Думаю, что эта работа будет приносить результаты уже в ближайшие годы.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России