Актуальные вопросы, связанные с рассмотрением дел об оспаривании действий (бездействия) и решений должностных лиц ГИБДД по отказу в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортных средств

С принятием 07.08.2013 года приказа МВД России № 605, которым утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, значительно возросло количество заявлений, связанных с оспариванием действий (бездействия) и решений должностных лиц регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД края по отказу в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортных средств.

В настоящее время, в большинстве случаев, отказы в совершении регистрационных действий имеют место в случаях уничтожения коррозией идентификационной маркировки, нанесенной на кузов, раму (шасси) транспортного средства заводом-изготовителем, кустарного закрепления или отсутствия маркировочной таблички, а также внесения изменений в конструкцию транспортного средства (замена кабины, кузова ТС).

Отдельно остановимся на каждом из вышеперечисленных случаев. 

1. Отказ в связи с уничтожения коррозией символов, имеющихся на идентификационном номере (номере шасси).

Под уничтожением первичной идентификационной маркировки подразумевается внешнее воздействие, в результате которого на объективном носителе маркировки (панель несущего кузова, лонжерон рамы, заводской табличке, специальное информационное табло запоминающего устройства системы электрооборудования автомобиля или сервисного считывающего устройства диагностического процессора) происходит изменение начертания одного (нескольких) знаков первичной маркировки, несущего смысловую нагрузку, его (их) уничтожение или демонтаж (уничтожение) самого носителя маркировки. (Нагайцев А.А.Исследование маркировочных обозначений легковых автомобилей зарубежного производства: Учебное пособие - М: ЭКЦ МВД России, ЗАО “Издательство БИНОМ”, 1999).

Как следует из приложения № 7 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденному решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «идентификационный номер» наносится не менее чем в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной. Идентификационный номер должен быть нанесен четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающее легкое изменение его знаков. Маркировка транспортных средств производится в соответствии со Стандартами Международной организации по стандартизации (ISO 3379/3833 для иностранных производителей транспортных средств) ГОСТ Р-51980-2002 Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования (гармонизированного с международными) для российских производителей ТС. Основными маркировками автомобиля являются: идентификационный номер (VIN) транспортного средства, как правило, соответствующий номеру кузова или шасси, в случаях, если сборка полнокомплектного транспортного средства осуществляется в условиях одного предприятия – изготовителя ТС – и тому и другому.

Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 (далее - Правила) и пункту 24 Административного регламента, не подлежат регистрации в ГИБДД и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, имеющие признаки скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

В ранее действующем Административном регламенте МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденном приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (утр. силу в связи с изданием приказа МВД России от 07.08.2013 N 605), содержался п. 35.6, согласно которому регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершались при условии возможности идентификации транспортного средства, на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение, выданных органами (организациями), уполномоченными на проведение данных исследований. В действующем в настоящее время Административном регламенте и Правилах каких-либо положений, регламентирующих порядок регистрации транспортных средств, имеющих признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа или коррозии отсутствуют.

Из анализа приведенных положений следует, что в случае установления факта изменения (уничтожения) маркировочного обозначения транспортного средства, нанесенного организацией-изготовителем, произошедшего, в том числе и по причине естественной коррозии, износа, при условии, что маркировочное обозначение не установлено, регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими уничтоженную идентификационную маркировку не производятся, в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия отказывается. Кроме того, способов возникновения коррозии множество, например, с использованием химических реактивов, а установить экспертным путем факт умышленного воздействия на идентификационную маркировку в таких случаях не представляется возможным, чем активно пользуются злоумышленники, осуществляя легализацию транспортных средств с уничтоженной маркировкой, в том числе и на основании судебных решений.  (Апелляционные определения Алтайского краевого суда от 28.10.2015 по делу № 33а-10347/2015, от 21.04.2015 по делу № 33-3554/2015, от 05.05.2015 по делу  № 33-4064/2015). 

2. Отказ в связи с обнаружением признаков кустарного закрепления или отсутствия маркировочной таблички.

Согласно пункту 3.3.1 ГОСТ Р 51980-2002 табличка изготовителя, на которую, в том числе, наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для целей его идентификации, должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном для считывания месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации. Аналогичное положение продублировано и в п. 2.1. Приложения № 7 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Как правило, транспортное средство состоит из следующих основных компонентов: шасси, кабина, двигатель, кузов.

По положениям Технического регламента «шасси» - устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства.

Основным элементом шасси является рама, на которой закреплены элементы подвески, трансмиссии и др. (элементы тормозной системы, рулевого управления, коробка перемены передач, элементы выхлопной системы и др.).

При производстве полнокомплектного транспортного средства на шасси устанавливается двигатель, кабина, кузов.

Факт отсутствия маркировочной таблички (или крепления ее кустарным способом) не позволяет провести идентификацию представленного к осмотру транспортного средства, как полнокомплектного, а позволяет идентифицировать только ту часть ТС (кузов, кабину), на которой имеется маркировочная табличка. (Апелляционные определения Алтайского краевого суда от 29.03.2016 по делу № 33а-2155/2016, от 13.01.2016 по делу № 33а-12960/2015, от 09.09.2015 по делу № 33-7635/2015).

3. Отказ в связи с внесением изменений в конструкцию транспортного средства (замена кузова, кабины, двигателя и т.д.).

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Процедура удостоверения соответствия транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения предусмотрена, в частности, Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 877, которым утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", вступивший в силу с 01 января 2015 г.

Таким образом, автомобильная техника, изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Статья 2 указанного Федерального закона также определяет, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 1001.

В соответствии с пунктом 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 51 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Из изложенного выше следует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Пунктом 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД Российской Федерации от 07 августа 2013 г. № 605, установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или для отказа в предоставлении государственной услуги.

Так, государственная услуга не предоставляется в случае: представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию; представления транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами, а также представления транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.

В действовавшем ранее Наставлении по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденном приказом МВД Российской Федерации от 07 декабря 2000 г. № 1240, давалось пояснение, согласно которому изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.

Между тем кузов (кабина) автомобиля является основным элементом транспортного средства, на который нанесен его идентификационный номер (VIN), уникальный, указываемый в документах на транспортное средство, позволяющий идентифицировать это транспортное средство.

Согласно пункту 2.1 приложения N 8 к действовавшему Техническому регламенту табличка изготовителя, на которую в том числе наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для его идентификации, должна быть размещена в удобном для считывания месте - части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.

Аналогичные положения предусмотрены в пункте 2.1 Приложения N 7 к действующему техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" .

Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, соответствие которого требованиям безопасности подтверждается выданным на него паспортом транспортного средства. В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности в порядке, установленном названным Техническим регламентом после получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с представленными документами устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями пунктов 39 - 41 Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07 августа 2013 г. N 605, в процессе производства регистрационного действия.

Как правило, в материалах дела стороной  административного истца не предоставляются доказательства того, что новый кузов (кабина) имеет соответствующий сертификат соответствия, что транспортное средство с новым кузовом (кабиной) соответствует требованиям технического регламента, требованиям безопасности дорожного движения и может быть допущено к участию в дорожном движении.

При таких обстоятельствах и учитывая, что основания, препятствующие регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств, прежде всего, направлены на то, чтобы устранить любую возможность допуска к участию в дорожном движении автомобиля, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан, должностные лица подразделений ГИБДД вправе принимать соответствующие решения об отказе в совершении регистрационных действий с транспортными средствами. (Определения Верховного Суда РФ от 24.02.2016 N 36-КГ15-23, от 18.03.2016 N 308-КГ16-1109 по делу N А53-5558/15, от 08.04.2015 по делу N 19-КГ15-3).

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России